Мы в соцсетях:
«Проект создан на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально-ориентированных некоммерческих организаций»



Анонсы
ЗАЯВКА
НА ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ
Заполнить заявку

В Московском доме национальностей пройдёт выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «НЁЛЬ РОМА ВО. (Времена года)»

30 января 2020
С 3 по 21 февраля 2020 года в государственном бюджетном учреждении «Московский дом национальностей» пройдёт выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «НЁЛЬ РОМА ВО. (Времена года)»
В Московском доме национальностей пройдёт выставка народного мастера Пермского края И.И. Канюкова «НЁЛЬ РОМА ВО. (Времена года)»

Канюков Иван Иванович родился 19 июня 1956 года в селе Белоево Кудымкарского района Пермского края. Окончил Нижнетагильский государственный педагогический институт, художественно-графический факультет. В 1979-1980 гг. работал художником в Коми-Пермяцком Окружном драматическом театре им. А. М. Горького (г. Кудымкар).

Керамист Иван Канюков работает в глине, стремясь возродить забытый в этих краях промысел, а вместе с ним — древнюю культуру керамических изделий. Так появились глиняные фигурки людей и зверей, посуда, пластика, декоративное решение которых напоминает о пермском зверином стиле, о деревянной скульптуре, и о таинственных узорах вышивки на коми-пермяцких поясах. Органическая связь творчества Канюкова с героическим эпосом, мифологией и фольклором народа придаёт его произведениям национальное своеобразие, и связывает его с традициями древней культуры.

Мастер создал целое собрание кукол из глины в одеждах народов России.

Глиняная глазированная посуда также одно из направлений творчества Ивана Ивановича. Глазурь он делает из стекла. Причем, из-за странностей работы печи, глазурь иногда не покрывает посуду ровно и получается неоднородный слой, похожий на чешую дракона или змея. Возможно, Змея-полоза, который по уральским поверьям спит в глубинах уральских гор…

Основной жанр, в котором работает Канюков, – игрушка.

Иван Канюков взял за основу дымковскую игрушку. Технология её изготовления и декоративное решение (полихромия на белом фоне) стали отправной точкой. В дальнейшем его поиски носили самостоятельный характер, о чём свидетельствует серия костюмированных фигуративных пар народов финно-угорской группы. Работа над серией идет уже много лет. Художник тщательно изучает материалы этнографического характера, отыскивая описания и изображения малоизвестных народов. Глиняные пары воспроизводят типы не только современных национальностей финно-угорской группы, но и давно ушедших (в перечень народов группы входят коми-пермяки, удмурты, коми, марийцы, мордва, финны, карелы, эстонцы, ливы, саамы, водь, вепсы, манси, ханты, венгры). Желание проникнуть в природу изображаемого явления сочетается у Канюкова с поиском органичного художественно-образного решения, в основе которого часто прочитываются черты искусства древних времен. Эти черты заметны как в анималистическом жанре, так и в создании предметов бытовой керамики. Хорошее знание жизни животных помогает художнику создавать убедительные по сходству и выразительные по художественному решению образы обитателей леса. В декоративной трактовке туловищ зверей (медведя, волка, лисицы, кабана, рыси) он обращается к приёмам пермского звериного стиля. Несмотря на внешнюю близость нанесения узоров на туловище зверя, стилистика Канюкова отличается от искусства знаменитых предков. Точечный узор имеет свою технологию. Сначала стекой в нужном месте проводит неглубокую борозду. После этого на предварительно смазанную водой бороздку выкладывает заранее приготовленные глиняные шарики, которые слегка придавливает. Получается своеобразный точечный орнамент, имеющий отдаленное сходство с декорировкой бронзовых сюжетов звериного стиля. На связь художника с традициями указывают и его гончарные изделия. В них использованы не только древние способы формовки (ручное формование жгутовым способом, так называемый скульптурный метод — путём выдавливания стенок и дна сосуда из кома глины с последующим формованием на гончарном круге), но и различные способы декорировки. Отдельные сюжеты звериного стиля встречаются на вазах, как, например, на вазе «Мир предков». Здесь используется мотив человеко-птицы. В некоторых вазах ручки трактованы в виде орлиных голов или фигур медвежат. Канюков И.И. — член художественного объединения «Художники Кудымкара», участник городских, краевых, международных художественных выставок: коми-пермяцких художников в Центральном выставочном зале Перми (1990), финно-угорских художников в Санкт-Петербурге (1992), «Финно-угры: сходство и различие» (Москва, Культурный центр Венгрии, 1993), выставки членов художественного объединения «Художники Кудымкара» (Пермь, Государственная художественная галерея, 2004, 2006), выставки керамики «Народы финно-угорской группы» (пос. Ильинский, 2006), выставки «Пленэр-2006», посвящённой рождению Пермского края (Пермь, Органный зал).

Тема: Выставки
Автор: Пресс-служба ГБУ «Московский дом национальностей»
Все новости