Мы в соцсетях:
«Проект создан на средства субсидии из бюджета города Москвы, полученной по итогам проводимого Комитетом общественных связей Конкурса для социально-ориентированных некоммерческих организаций»



Анонсы
ЗАЯВКА
НА ПРОВЕДЕНИЕ ЛЕКЦИИ
Заполнить заявку

Интервью с депутатом Госдумы РФ А.Е.Загребиным

15 мая 2018
11 мая 2018 года на историческом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова прошел государственный экзамен у студентов магистерской программы «История диаспор и миграций».
Интервью с депутатом Госдумы РФ А.Е.Загребиным


В составе государственной аттестационной комиссии (ГАК) магистерской программы экзамен принимал депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VII созыва, член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке, директор Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, доктор исторических наук, профессор А.Е. Загребин. Нашему корреспонденту удалось побеседовать с известным ученым и узнать его мнение о мировом потенциале современных диаспор. 

 А.Е.: Время, в которое мы живем, является временем диаспор. Дело не в том, что их становится больше. Диаспоры – наиболее активные организмы, этнические сообщества. Почему организмы? Потому что это прежде всего люди. Люди, которые ищут, выбирают и не всегда находят. Поэтому диаспора – это в том числе и драматическое состояние. В то же время многие народы поддерживают себя, свое самочувствие, свое внутреннее кровообращение за счет диаспорных групп. Когда у народа не хватает своих внутренних сил, на помощь приходит диаспора и в прямом, и в переносном смысле. Материальная поддержка, приезд молодых представителей народа, которые открывают какие-то новые виды деятельности – все это помогает материнскому этносу вновь обрести динамику.

  По Вашему мнению, тематика, связанная с изучением диаспор, является актуальной и важной на сегодняшний день?

  А.Е.: Я считаю, что на историческом факультете МГУ работает уникальное, замечательное учреждение – лаборатория истории диаспор. И те магистранты, которых мы сегодня послушали на государственном экзамене, показывают, насколько эта проблематика актуальна, насколько продвинулось наше диаспороведение за последние несколько лет. Это абсолютно искренне, и я горд отметить свою сопричастность.

  Алексей Егорович, Вы возглавляете Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральског11о отделения РАН и довольно тесно связаны с удмуртской диаспорой, являясь ее ярким представителем. Не могли бы Вы рассказать об опыте развития диаспор в России через призму именно удмуртской диаспоры?

  А.Е.: Удмуртская диаспора неоднородна. Она классическая и неоклассическая, если можно так выразиться. Дело в том, что материнская часть этноса поддерживается длительное время теми частями народа, которые живут на территории сопредельных субъектов федерации. Это удмурты Татарстана, удмурты Башкортостана, удмурты Пермского края и в Кировской области. Это та жизненная сила этноса, которая помогает: приезжая учиться в Удмуртию, оставаясь в Удмуртии, они приносят тот опыт, который они накопили за время своей жизни в сопредельных республиках прежде всего. Это знание нескольких языков: они свободно говорят на двух-трех, а иногда и четырех языках. Это опыт совместного бесконфликтного существования на одной приграничной территории. Это знание родного языка в той степени, которое позволяет не задавать себе вопросов: «А как звучит то или иное слово на одном языке?» Порой их знания языка намного лучше, чем у представителей коренного этноса, проживающего на территории Удмуртии.

Если говорить о неоклассических формах диаспоры, то это, конечно же, те молодые люди, которые уехали учиться в крупные городские центры, такие, как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. Они уже представляют собой новый тип диаспоры: укорененной не в сельской местности, а в мегаполисе. Их связь с Родиной имеет скорее виртуализированный характер: это интернет-сообщества, разные форумы, крупные мероприятия, которые проходят в столичных городах, где они уже представляют удмуртскую культуру, удмуртский язык. Такие две формы диаспорального поведения.

  То есть, можно сказать, что у России опыт взаимодействия диаспор и материнского этноса уникален?

  А.Е.: Да, абсолютно точно. И чем больше мы будет обращаться к его изучению, тем больше научных концепций, теорий будут в России. И то, что делается в лаборатории истории диаспор, на историческом факультете, на кафедре этнологии исторического факультета – это как раз то верное направление исследований, которое, я уверен, будет продуктивно развиваться.

Спасибо большое, Алексей Егорович, за беседу и уделенное время!

Автор: ИА портал «Палитра диаспор»

Еще фото

Интервью с депутатом Госдумы РФ А.Е.Загребиным
Все новости